На сегодняшний день незаконная миграция иностранных граждан в Российскую Федерацию является одной из наиболее важных проблем стоящих перед системой исполнительных органов Российской Федерации.
Трудовая миграция сама по себе является естественным процессом для любого государства, в тоже время, данный процесс безопасен только при условии строгого соблюдения прибывшими гражданами законодательства страны, в которую они приехали. В противном случае трудовая миграция влечет ряд негативных последствий, таких как рост преступности, возникновение локальных межнациональных конфликтов, деформация рынка труда. Так, в Кировском районе Санкт-Петербурга в 2012 г. по сравнению с 2011 г. количество преступлений совершенных иностранными гражданами увеличилось в 2 раза. Первостепенную роль в борьбе с незаконной миграцией играет пресечение нарушений со стороны недобросовестных работодателей, нарушающих права мигрантов на охрану труда, выплату заработной платы и толкающих таким образом последних на совершение противоправных действий. Как показывает практика проведенных прокуратурой района проверок, в случае заведомо незаконного привлечения работодателем иностранного гражданина к трудовой деятельности, надлежащее оформление возникших трудовых отношений не производится, следовательно, гарантий защиты своих трудовых прав у мигранта практически нет.
Одним из главных условий, необходимых для осуществления эффективного контроля соблюдения законодательства в сфере миграционных отношений, является наличие у исполнительных органов актуальной информации о местах возможного нарушения названного законодательства. Ценным источником такой информации являются граждане, проживающие на территории района.
Согласно ч.3 ст. 62 Конституция Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Так, Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и рядом подзаконных актов предусмотрены особенности пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию, имеет право осуществлять трудовую деятельность у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей только при наличии у него разрешения на работу, у физических лиц - патента. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства не имеющего названных документов является административным правонарушением предусмотренным ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Штраф за нарушение данных требований юридическим лицом составляет от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Разрешение на работу и патент иностранным гражданам уполномочены оформлять исключительно органы Федеральной миграционной службы. Изготовление и сбыт указанных документов иными субъектами является уголовно-наказуемым деянием и преследуется по закону согласно ч. 1 ст. 327 УК РФ.
Законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд видов деятельности, в которых привлечение иностранных граждан к труду запрещено, а именно:
- розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво;
- розничная торговля фармацевтическими товарами;
- розничная торговля в палатках и на рынках;
- прочая розничная торговля вне магазинов.
Нарушение данных требований влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ. Штраф на юридическое лицо составляет от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Если Российской Федерацией заключен международный договор с иным государством о безвизовом порядке въезда (например – Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан), срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток. В случае заключения указанным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и получении разрешение на работу, срок пребывания продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Нарушение срока пребывания иностранным гражданином влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривающей, в том числе, административное выдворение правонарушителя за пределы Российской Федерации.
Частью 3 статьи 18.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка. Так, предоставление юридическим лицом жилого помещения иностранному гражданину нарушившему режим пребывания влечет административную ответственность в виде штрафа от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Все вышеуказанные положения Кодекса об административных правонарушениях РФ распространяться и на физических лиц.
Поступление в исполнительные органы от граждан информации о местах возможного нарушения требований миграционного законодательства, способствует своевременному проведению проверок и устранению выявленных нарушений. Сообщить о местах возможного нарушения закона вправе любой гражданин посредством направления обращения в указанные в приложении органы.
Дела об административных правонарушениях, выразившихся в нарушении порядка въезда режима пребывания иностранных граждан (ст. 18.8. КоАП РФ), уполномочены рассматривать сотрудники органов внутренних дел. Телефон дежурной части УМВД РФ по Кировскому району г. Санкт-Петербурга – 252-27-89, адрес: пр. Стачек, д. 18.
Проверки соблюдения миграционной законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с поступившими обращениями уполномочены проводить ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Кировском районе г. Санкт-Петербурга по согласованию с прокуратурой (адрес: ул. Автовская, д. 22) и прокуратура Кировского района Санкт-Петербурга (адрес: ул. Новоовсянниковская, д. 19, лит. А).
Телефон для обращений граждан в случаях нарушения миграционного законодательства - 752-92-83 (Муниципальный Совет МО Дачное).
|