Что же делать, чтобы летние каникулы были в радость, а не обернулись дополнительными проблемами? О том, какие могут возникнуть риски неорганизованного пребывания ребенка в городе, и о том, как свести к минимуму эти риски, мы и поговорим в нашей статье.
Первое, о чем должны помнить родители, это то, что они должны иметь четкое представление о том, как распланирован день ребенка.
Составьте с ребенком план его дня, обсудите, какими делами он займется (пойдет гулять, посмотрит телевизор, пригласит друзей и т.п.), дайте поручение на день (сходить в магазин, помочь в уборке квартиры). Не перегружайте его заданиями в отношении быта, но в тоже время помните, что их выполнение необходимо не только вам, но и ребенку! Это формирует волю (ведь зачастую приходиться делать то, что не хочется), происходит приобщение к делам семьи – свой собственный вклад в общий быт.
Часто дети очень много времени проводят за компьютером, к сожалению. Это сложная проблема и решить ее не так просто. Но если Вы знаете о том, что Ваш ребенок имеет риск просидеть весь день за компьютером, постарайтесь найти для него возможность посещать какой-либо детский клуб, занятия при районных домах детского творчества, которые работают и в летний период.
Второе: всегда интересуйтесь, что делает и где находится Ваш ребенок.
Проговорите с ребенком, в какое время Вы будете звонить в течение дня, вечером обсудите прошедший день. Спросите, что произошло нового, что было интересного. Расскажите о том, что произошло у Вас. Если Ваш ребенок и Вы не привыкли рассказывать о своих делах друг другу – самое время начать. Ведь когда идет учебный год, это сделать труднее, потому как дети чаще испытывают стресс и зачастую не хотят делиться своими переживаниями, особенно подростки. Помните, что секрет взаимного доверия кроется в искренности интереса к делам и событиям жизни другого человека.
Если Ваш ребенок познакомился со сверстниками, которых Вы не знаете – попросите его познакомить Вас с его новыми друзьями. Пригласите новых друзей Вашего ребенка к Вам домой для знакомства, или организуйте им приглашение на пикник в ближайший к Вам парк. Если Вам по каким-то причинам не понравились новые друзья Вашего ребенка – ни в коем случае не выказывайте ему свою негативную оценку. Постарайтесь переключить его внимание на какие-либо другие занятия вне данной компании. Если это невозможно, то поговорите с ребенком о том, насколько он ответственен за свои действия и поступки, умеет ли он выражать свою позицию среди сверстников.
Выделите время на совместное времяпрепровождение со своим ребенком.
Заранее обсудите с ребенком, что Вы будете делать в ваш совместный выходной. Неплохо было бы составить план совместного досуга на несколько недель вперед. Ведь и в летнее время в городе есть возможность посетить какую-либо выставку, погулять по городу, предварительно изучив историю тех или иных исторических объектов, в том числе с минимальными финансовыми затратами (можно предложить ребенку «игру» в Вашего гида по городу). Главное, чтобы запланированное мероприятие вызывало интерес у всех его участников – ведь тогда появляется возможность обменяться впечатлениями, обсудить его, улучшить/ усовершенствовать взаимоотношения друг с другом (родителю с ребенком). Ведь проблема взаимоотношений родителей с ребенком это довольно таки распространенная проблема многих родителей и современного поколения детей.
Если вы знаете, что Ваш ребёнок трудно приспосабливается к новым условиям, часто конфликтует с окружающими детьми, проявляет неудовлетворенность своим положением в коллективе, чувствует себя неполноценным в чем-либо, чувствует себя одиноко, сталкиваясь с непониманием окружающих – Вашему ребёнку необходимо особенное внимательное отношение с Вашей стороны, особенно в летний период, когда у него избыток свободного времени. Такие дети часто попадают под чьё-то влияние, где существуют вероятность проявления асоциального поведения, в том числе приобщения к употреблению психоактивных веществ. А ведь первый раз попробовать что-то «рискованное» - например, употребить алкоголь, совершить кражу и т.п. - подросток может из любопытства, от стремления почувствовать себя взрослым, для утверждения в группе сверстников или облегчения общения с другими ребятами, устранения страха перед каким-то важным на взгляд подростка действием (знакомство с девочкой, первый поцелуй и т.д.), для снятия напряжения, для смелости или просто от скуки.
Если Вы что-то заподозрили, то изначально понаблюдайте за своим ребенком, ни в коем случае не торопитесь с обвинениями, ведь Вы можете ошибаться. Если Ваши подозрения оправдались, то здесь необходимо принимать меры. В этом случае лучше обратиться за консультацией к психологам, принимающим на базе районных ПМСП-центров, районных центров семьи и помощи, иногда в районных поликлиниках и кризисных центрах. Ведь каждый ребенок, его семья и условия жизни семьи индивидуальны, и общих советов здесь быть не может. Специалист подскажет, что делать и как оптимально постараться разрешить ситуацию, связанную с асоциальным поведением ребенка.
Проживая летний период, который радует нас хорошей погодой, долгожданным отдыхом, новыми впечатлениями, давайте будем помнить, что мы, взрослые, должны максимально постараться проявить заботу о наших детях, чтобы долгожданное лето радовало нас только позитивными впечатлениями.
Основные правила, способствующие выстраиванию позитивных взаимоотношений со своим ребенком:
Не оставляйте подростка надолго одного.
Принимайте ребёнка таким, какой он есть. Принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто за то, что он есть.
Помогайте своему ребёнку, если он просит о помощи.
Всегда учитывайте интересы своего ребёнка.
Умейте внимательно слушать своего ребёнка. Отложите все дела, если Вы нужны ему, прямо сейчас.
Не скрывайте свои чувства, будьте открытым и искренним со своим ребёнком.
Хвалите своего ребёнка! Если критикуете, то только конструктивно, за конкретный поступок. Всегда помните о внушаемости!!! Утверждая, что ребёнок лентяй, трус, бестолочь, негодяй… - всё это мы ему внушаем! Не удивляйтесь, если так оно и окажется! Это самое настоящее прямое внушение! Оценивая, мы внушаем самооценку.
Любите ребёнка таким, какой он есть, и почаще обнимайте своих детей, это позволяет им чувствовать себя безопаснее и увереннее в этом мире.
Учреждения, в которые можно бесплатно обратиться за помощью психолога в Кировском районе:
Центр психолого-педагогического сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга
Адрес: ул. Зины Портновой д.3, лит А тел. 8 (812) 758-18-66;
Центр социальной помощи семье и детям Кировского района
Адрес: ул. Трефолева, 22, тел. 8 (812) 786-01-40;
Детский Психоневрологический Диспансер Кировского района
Адрес: ул. Новостроек, 24, тел. 8 (812) 783-48-16.
Каштанова Мария Николаевна, педагог-психолог
ГБУ ДО ЦППС Кировского района Санкт-Петербурга
Лабутина Ирина Сергеевна, педагог-психолог
ГБУ ДО ЦППС Кировского района Санкт-Петербурга
|