- Депутаты Муниципального Совета и специалисты Местной администрации МО Дачное привыкли выполнять то, что намечено. Мы готовы в полном объеме выполнить все работы, которые были проанонсированы ранее. Однако есть препоны, которые мы по действующему законодательству обойти не в силах.
- Что имеется в виду?
- Мы предполагали в 2014 году благоустроить территорию у дома 35 по улице Лени Голикова, непосредственно перед входом в отделение врачей общей практики. По многочисленным просьбам пожилых граждан там планировалось устроить небольшую зону отдыха. Но при согласовании проекта выяснилось, что участок, прилегающий к зданию, прошел кадастровый учет и закреплен на праве собственности за жителями дома. Теперь любые работы за счет средств муниципального бюджета на этом участке будут незаконны.
- Вадим Александрович, не все наши читатели знают такие нюансы. Можно поподробнее?
- Данные вопросы регулируют глава 6 Жилищного кодекса, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждены постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года. В состав общего имущества жильцов входит, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета. Причем земельный участок – с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации: коллективные автостоянки, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка и пр. Придомовая территория после кадастрового учета оформляется как общедолевая собственность жильцов многоквартирного дома. Ранее мы не могли производить работы на территориях, принадлежащих ТСЖ и ЖСК, а теперь и на участках, закрепленных на праве собственности за многоквартирными жилыми домами.
- То есть за содержание придомовой территории должны платить сами жильцы и никто более?
- По действующему сегодня законодательству именно так.
- А Вы считаете это нормальным?
- Я считаю, что нет. Дело в том, что за некоторыми домами закреплены участки, сформированные по фундаменту здания, либо с небольшим прилегающим газоном. А за некоторыми закреплены более обширные участки и даже тупиковые проезды, прилегающие к зданию. Например, жителям хрущевок совсем не просто будет содержать придомовой газон. Ведь его содержание – это не только посадка цветов на клумбах, но и обрезка ветвей или снос аварийных деревьев, установка ограждений газонов и др. А с содержанием проезда это будет вообще неподъемная ноша. Поэтому правильнее, чтобы какие-то виды работ, например, снос аварийных деревьев и установка газонных ограждений могли выполнять органы местного самоуправления. Но без внесения изменений в федеральное законодательство и законодательство Санкт-Петербурга это невозможно. Мы обязательно поднимем этот вопрос на уровне муниципального сообщества Санкт-Петербурга.
- А могут ли жители организовать дополнительные парковочные места, грубо говоря, расширив прилегающий к их земельному участку муниципальный проезд или проезд, находящийся в границах их собственного участка?
- Да, это возможно. Но начинать надо с проекта и пройти все необходимые согласования, как это делаем мы, проводя уширения проездов с целью организации дополнительных парковочных мест.
- А могут ли жители отказаться от лишних квадратных метров земельного участка?
- После формирования участка и постановки его на кадастровый учет это невозможно. Формирование же участка происходит по инициативе собственников жилых помещений в доме. До 2010 года было необходимо провести общее собрание собственников помещений в данном доме, избрать уполномоченного для обращения в государственные органы. Но 28 мая 2010 года Конституционный суд России вынес следующее постановление: «Признать часть 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36».
После решения Конституционного суда для начала процедуры формирования участка достаточно заявления в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству (КЗР) от любого владельца квартиры. Если в доме есть хоть одна неприватизированная квартира, то тогда достаточно инициативы со стороны районной администрации. После поступления заявления в КЗР кадастровый инженер проводит формирование участка, и дальше производится постановка на кадастровый учет. Подробнее о процедуре можно узнать из документа с названием «Административный регламент Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по утверждению и выдаче схемрасположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории, если указанное полномочие не отнесено к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». Его можно найти в интернете, на сайте Комитета.
- А можно ли узнать о закрепленных за конкретными домами участках, есть ли эта информация в открытом доступе?
- Информацию об объектах, прошедших кадастровый учет, а также закрепленных за ними территориях можно узнать на сайтах официальной информации:
- http://www.kzr.spb.ru/- официальный сайт Комитета по земельным ресурсам;
- http://rgis.spb.ru/- региональная геоинформационная система Санкт-Петербурга;
- http://www.to78.rosreestr.ru/- Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургув разделе «Публичная кадастровая карта».
«Есть мнение»
За дополнительными комментариями мы обратились к депутату Муниципального Совета МО Дачное Василию Викторовичу АРТЕМЬЕВУ, который профессионально занимается проблемами ЖКХ как заведующий кафедрой Управления Городским Хозяйством и Строительством Академии ЛИМТУ, долгое время являлся председателем ЖСК.
- Государство последовательно ведет политику, связанную с передачей в собственность гражданам жилых помещений в многоквартирных домах (МКД). Теперь жители стали собственниками и имеют право в нужный момент это жилое помещение продать, подарить, передать наследникам или использовать в качестве залога. Не все осознают, что у них появились еще и обязанности, связанные с общедолевой собственностью на имущество МКД и земельный участок. Государство под расписку не уведомляет каждого гражданина о том, что содержание и управление общедолевой собственностью потребует от каждого из них не только права пользоваться, но еще и обязанности принимать участие в управлении этой собственностью, нести материальные затраты на содержание общедолевой собственности. И, в случае необходимости, инвестировать свои средства на капитальный ремонт и модернизацию, например, забора, ограждающего земельный участок, спиливание и посадку зеленых насаждений на придомовой территории. В квартире теперь граждане – хозяева, они даже капитальные стенки сносят, не советуясь ни с кем. А с кем советоваться? Хозяина в доме нет. Дом теперь является коллективной собственностью. У жителей отсутствует мотивация объединяться в коллективы, как это было в недалеком прошлом, и управлять общедолевой собственностью. Муниципальным органам власти запретили использовать бюджетные средства на благоустройство придомовых территорий МКД, являющихся общедолевой собственностью. Вопрос: почему? Ведь собственники в бюджет платят земельный налог. Кажется, что все перевернуто с ног на голову. Приватизация жилых помещений гражданами пока не привела к созданию государством эффективной системы управления многоквартирными домами.
|